На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Проект Венера

6 подписчиков

Биография Жака Фреско (Jacque Fresco) - основателя Проекта Венера

Жак Фреско

Жак Фреско (англ. Jacque Fresco, 13 марта 1916, Нью-Йорк, США) — производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог, проживающий во Флориде. Директор и основатель проекта «Венера». Получил всемирную известность благодаря фильму «Дух времени: Приложение».

Основные темы его лекций: холистичный дизайн, Пассивный дом, города с устойчивым развитием, экономика с основой на эффективном использовании природных ресурсов («ресурсо-ориентированная экономика»), всеобщая автоматизация.

Ранние годы

Жак Фреско родился 13 марта 1916 года в Нью-Йорке в семье сефардов. Его детство прошло на улицах родного города.

Жак ФрескоЖак рос общительным и любознательным ребёнком, среди его друзей было много представителей различных национальностей. Фреско учился в местной общеобразовательной школе и уже в раннем возрасте у него стали возникать проблемы с преподавателями из-за своих убеждений.

В возрасте 14 лет, на одном из школьных занятий, Жак отказался давать традиционную клятву верности флагу США, объяснив своё поведение следующим образом: "Я не буду присягать флагу одной нации, потому что мы в долгу перед теми людьми, что жили раньше и которые так много для всех нас сделали. Среди них есть представители каждого народа. Я предпочту дать клятву верности планете Земля и всему живому на ней".

По словам самого Жака, именно тогда он начал понимать необходимость мыслить глобально, однако в случае с его учительницей это не помогло — в качестве наказания за непослушание учительница отвела его к директору школы.

На вопрос относительно того, как маленький Жак относится к истории США, Фреско ответил, что она более похожа на пропаганду, нежели на историю. После вопроса директора, какие книги Жак хотел бы прочесть и что его больше всего интересует, директор отвёл мальчика обратно в класс и посадил его на последний ряд. Директор разрешил Жаку читать те книги, которые он хотел, и заниматься самостоятельно, при условии, что он будет каждую неделю отчитываться ему о том, что он узнал нового в ходе своего обучения.

Жак Фреско начал посещать музеи и библиотеки, дома у него была своя маленькая лаборатория. В это самое время Жак увлекается наукой и прочитывает первые в своей жизни научные труды.

Примерно через два года директор школы умер, и Жак был лишён своих привилегий. Тогда Жак покинул школу и больше никогда туда не возвращался.

Своё дальнейшее образование он получал на улицах Нью-Йорка. В то время США оказались в весьма непростом экономическом положении и многие люди устраивали публичные обсуждения в парках и собирались прямо на улицах. Тогда сильно активизировались сторонники различных общественных формаций, религиозные деятели, философы.

Великая Депрессия

Времена Великой Депрессии стали, пожалуй, самым значимым периодом в жизни Фреско. Эти события сильно потрясли молодого человека, он не мог понять, почему миллионы людей голодают и влачат жалкое существование, в то время как в мире по сути ничего не изменилось, все заводы и фабрики стоят на своих местах, сырье и материалы — также на своих местах, но у людей просто не было денег - и в результате всё общество оказалось парализованным.

Быть может правила игры, по которым живёт общество — устарели и неизбежно ведут к разрушениям? С этого вопроса и начался путь длиною в целую жизнь, результатом которого стали изложенные в Проекте Венера идеи и разработки.

"На протяжении всего времени, основной мотивацией которая побуждала меня делать то, что я делаю было созерцание бесконечных войн, кризисов, бесполезных человеческих страданий, нищеты, коррумпированности и полного безразличия власти к проблемам людей. Серьёзными стимулами для меня всегда были и остаются некомпетентность правительств и практически полное отсутствие предложений со стороны научных кругов. К сожалению, большинство людей просто не видят общей картины, узкая специализация на отдельных науках и дисциплинах препятствует универсальному пониманию окружающей действительности. Учёные и политики смотрят на возникающие проблемы изнутри системы в которой они находятся, в то время как именно эта система и является основной причиной этих проблем в первую очередь. Я очень разочарован теми, кто так усиленно работает над проблемами терраформирования других планет, когда на нашей родной Земле до сих пор войны, нищета и пренебрежение к заботе об окружающей среде", - говорит Жак.

Начало жизненного пути

Жак какое-то время работал в социальном центре оказания помощи наркоманам, алкоголикам и трудным подросткам. Однако очень быстро он осознал, что его работа лишена смысла в долгосрочной перспективе. Пока ты занимаешься одним попавшим в беду человеком, система порождает тысячу новых.

Жак Фреско

Тогда Жак решил, что необходимо заниматься поиском и устранением реальных причин возникновения проблемы, а не тщетно бороться с её следствиями. В поисках решений и ответов на свои вопросы, Жак Фреско отправился на Южно-Тихоокеанские острова Туамоту, где общался с аборигенами-носителями нетронутых традиций общества.

Жители острова спокойно разгуливали по окрестностям совершенно голыми, при этом мужчины адекватно реагировали на противоположный пол, никто из них не таращился при виде обнажённого тела, а во время общения они всегда смотрели друг другу в глаза.

Как раз в то время на остров начали прибывать первые миссионеры, дабы обучить "дикарей" и сделать их цивилизованными. Полинезийцы были очень любопытными и охотно посещали церковь, однако миссионеров сильно смущала нагота местных жителей. Поэтому они стали раздавать майки всем, кто приходил в церковь. Для местных женщин это оказалось не очень удобным и они просто вырезали отверстия в верхней части маек, после чего уверенно шли на воскресный сбор.

"Я однажды спросил одного из местных знахарей о том, что он думает по поводу присутствия миссионеров на острове. Он покачал головой и недовольно пробормотал: "Они есть злые", — вспоминает одно из своих путешествий Жак, - Но самым важным для меня стало то, как эти люди распределяли между собой свои ресурсы — это в буквальном смысле открыло мне глаза. Именно тогда я осознал насколько катастрофическими являются последствия дефицита и как сильно это влияет на поведение людей и формирование их ценностей. На острове, когда туземцы ловили рыбу, они просто ходили и раздавали её всем в округе. Рыбы было так много, что её хватало на всех и даже сверх этого. Проблемы начинаются тогда, когда по тем или иным причинам нет возможности прокормить целое племя. В этом случае человеческое поведение сильно меняется, они начинают прятать еду, воровать, обманывать и даже драться.

Вторая мировая война

Другим очень важным фактором, сформировавшим отношение Жака Фреско к решению различных задач, стала Вторая мировая война. 

"Еще одной причиной, укрепившей мой оптимистичный взгляд на решение проблем, стала Вторая мировая война, а именно Манхэттенский проект. США потратили миллиарды долларов на создание оружия массового поражения. В этом проекте денег не считали. Он стал одним из крупнейших и самых финансируемых проектов того времени. Стало очевидно, что те же силы, что были затрачены на Манхэттенский проект, можно было бы направить на улучшение качества жизни и достижение оптимальной симбиотической связи человека с природой. Если мы готовы растратить такое количество денег, ресурсов и человеческих жизней на войны, мы обязаны спросить себя, почему же в мирное время мы не направляем столько сил на удовлетворение всех потребностей и улучшение сегодняшней и будущей жизни каждого человека?", - говорит Жак Фреско.

Смотрите интервью с Жаком Фреско >>>

Картина дня

наверх